| Еще в рубрике: 
 
  А. Адлер Комплекс неполноценности и комплекс превосходства
 
 
  А. Адлер Мотив власти
 
 
  A.  Бергсон Две формы памяти
 
 
  Ф.Б. Березин Психическая адаптация и тревога
 
 
  Леонард Берковиц Что такое инстинкт?
 
 
  Н.А.Бернштейн Физиология движений и активность
 
 
  Л.И. Божович Потребность в новых впечатлениях
 
 
  Г. Г. Бочкарева Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей
 
 
  Л. С. Выготский Проблема культурного развития ребенка
 
 
  Л. С. Выготский Причины кризиса в психологической науке
 
 
  Л. С. Выготский Методика рефлексологического и психологического исследования
 
 
  П.Я. Гальперин К  вопросу  о  внутренней  речи
 
 
  П.Я. Гальперин К    проблеме  внимания
 
 
  Роберт Готтсданкер Основы психологического эксперимента
 
 
  Уильям Джеймс Эмоция
 
 
  Роберт Джонсон «ОНА» Глубинные аспекты женской психологии
 
 
  Пьер Жане Шоковые Эмоции
 
 
  Б.В. Зейгарник Понятия квазипотребности и психологического поля в теории К. Левина
 
 
  И. Изард Когнитивные теории эмоций и личности
 
 
  И. Изард Теория дифференциальных эмоций
 
 
  В.Кёлер Некоторые задачи гештальтпсихологии
 
 
  Д. Кэмпбелл Эксперименты и квазиэксперименты
 
 
  Н.Д. Левитов Фрустрация как один из видов психических состояний
 
 
  А.Н. Леонтьев Психофизиологическая проблема и ее решение в теории деятельности
 
 
  А.А. Леонтьев Психолингвистические проблемы порождения фразы
 
 
  А.Н. Леонтьев Потребности, мотивы и эмоции
 
 
  М.И. Лисина Потребность в общении
 
 
  К.Лоренц Для чего нужна агрессия?
 
 
  К.Лоренц Так называемое зло.  К естественной теории агрессии
 
 
  А.Р.Лурия Поражения мозга и мозговая локализация высших психических функций
 
 
  А.Р.Лурия Культурные различия и интеллектуальная деятельность
 
 
  А.  Маслоу Теория человеческой мотивации
 
 
  А.  Маслоу Пиковые переживания
 
 
  В. Маунткасл Организующий принцип функции мозга: Элементарный модуль и распределенная система
 
 
  Генри А. Мюррей Thematic Apperception Test. Руководство
 
 
  Наенко  Н. И. Природа психической напряженности
 
 
  Л.Ф. Обухова Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка
 
 
  Л.Ф. Обухова Детство как предмет психологического исследования
 
 
  Г. Олпорт Личность: проблема науки или искусства?
 
 
  Г. Олпорт Функциональная автономия мотивов
 
 
  Ян Рейковский Эмоции как процесс, организующий поведение
 
 
  Ян Рейковский Эмоции и познавательные процессы — избирательное влияние эмоций
 
 
  К.Роджерс Полноценно функционирующий человек
 
 
  К.Роджерс Эмпатия
 
 
  А.И. Розов Стремление к превосходству как одно из основных влечений
 
 
  Л.В. Сахарный Из истории психолингвистики.
 
 
  В.П. Симонов Отражательно-оценочная функция эмоций
 
 
  Е.Д. Соколова, Ф.Б. Березин, Т. В. Барлас Эмоциональный стресс
 
 
  Р.Солсо Введение в когнитивную психологию
 
 
  Э.Ч.Толмен Бихевиоризм и необихевиоризм
 
 
  Д.Н.Узнадзе Общее учение об установке
 
 
  Д.Уотсон Поведение как предмет психологии (бихевиоризм и необихевиоризм)
 
 
  Леон Фестингер Введение в теорию диссонанса
 
 
  Г.Фолькельт Целостные феномены в изобразительной деятельности детей
 
 
  Виктор Франкл Самотрансценденция как феномен человека
 
 
  З.Фрейд Некоторые замечания относительно понятия бесознательного в психоанализе
 
 
  З.Фрейд Психопатология обыденной жизни
 
 
  Уильям С.Буллит, Зигмунд Фрейд Представления о мотивах и личности в психоанализе
 
 
  П.Фресс, Ж.Пиаже «Оптимум мотивации»
 
 
  Поль Фресс Эмоциогенные ситуации
 
 
  Х. Хекхаузен Мотивация достижения
 
 
  Х. Хекхаузен Мотивация власти
 
 
  Х. Хекхаузен Мотив и мотивация: восемь основных проблем
 
 
  Х. Хекхаузен Мотив аффилиации
 
 
  Х. Хекхаузен Агрессия
 
 
  Карен Хорни Тревожность
 
 
  К.Г.Юнг Структура психического бытия человека
 
 | Л.И. Божович Потребность в новых впечатлениях
Божович Л.И. Проблемы формирования личности.Рассматривая исследования потребностей и мотивов, проводившиеся нашей лабораторией в последние годы, нам хотелось бы, прежде всего, остановиться на анализе психологического механизма развития, происходящего внутри одной и той же потребности, и превращения ее в качественно новые формы. Вскрытие такого механизма является тем более важным, что он приближает нас к решению основной теоретической проблемы, а именно проблемы возникновения специфически человеческих побудителей поведения, так называемых духовных потребностей.  Рассматривая развитие учебных интересов ребенка и переход их в интересы познавательные, мы попытались найти корни этой сложной специфически человеческой потребности. Анализ поведения детей в младенческом возрасте позволяет выдвинуть положение, что у детей при переходе их от периода новорожденностн к младенческому возрасту возникает особая потребность, а именно потребность в новых впечатлениях.  Она выражается в появлении у детей зрительного сосредо-точения, которое в свою очередь изменяет все их поведение и характер их эмоциональных переживаний.  М.Ю. Кистяковская [1] на основании длительных клинических наблюдений утверждает, что зрительные впечатления, начиная с трех-пятинедельного возраста, действуют на ребенка успокаивающе. Если ребенок этого возраста плачет, его можно успокоить, перенеся с кровати, например, на стол. Очутившись в другом, иногда лучше освещенном месте, ребенок начинает переводить глаза с одного предмета на другой и уже больше не кричит, а лежит тихо и спокойно. У ребенка с полутора-двух месяцев можно поддерживать спокойное бодрствование, не меняя места его пребывания, а только привлекая его взгляд к ярким, красочным или блестящим предметам, помещенным на удобную для рассматривания высоту. Когда ребенок перестает смотреть на игрушку, он нередко начинает плакать, однако стоит только вновь привлечь его взгляд к этой же или другой игрушке, как он опять успокаивается и длительно, сосредоточенно смотрит на нее. Согласно наблюдениям М.Ю. Кистяковской, под влиянием зрительных воздействий у ребенка впервые возникает радостное чувство. Он его проявляет при виде красочных, блестящих предметов, но больше всего, когда он смотрит в лицо и прислушивается к голосу разговаривающего с ним взрослого. По-видимому, человеческое лицо представляет для него наиболее сильный комплексный раздражитель.  В настоящее время накоплен уже достаточно большой фактический материал, свидетельствующий о том, что положительные эмоции у младенцев возникают и развиваются лишь под влиянием удовлетворения потребности во внешних впечатлениях. Удовлетворение же собственно биологических потребностей — в пище, кислороде и пр. — приводит лишь к успокоению ребенка, к состоянию удовлетворенности, но не вызывает радостных эмоций.  Н.М. Щелованов [3] утверждает, что отсутствие впечатлений даже у вполне здорового, сытого, хорошо ухоженного ребенка вызывает крик, который прекращается лишь вместе с появлением новых впечатлений. И наоборот, если дети начинают плакать под влиянием боли или голода, то очень часто, если боль и голод не достигли слишком большой интенсивности, плач можно затормозить, показывая ребенку яркие, блестящие игрушки.  Значение потребности детей в новых впечатлениях Н.М. Щелованов раскрывает следующим образом. Известно, что нервно-психическая деятельность и поведение детей, в частности, например, развитие их движений, не являются результатом только органического созревания нервной системы. Для того чтобы обеспечить нормальное нервно-психическое развитие ребенка, мало озаботиться только его питанием и правильным гигиеническим уходом, надо дать ему необходимое воспитание. Воспитание в раннем детстве определяется системой воздействий, вызывающих определенные реакции детей и организующих их нервно-психическую деятельность. Н.М. Щелованов рассказывает, как «дефицит воспитания» даже при самом тщательном питании детей и уходе за ними приводит к задержке их развития в двигательном, умственном и даже физическом отношении. Он утверждает, что при «дефиците воспитания» резко возрастает детская смертность. По-видимому, потребность в новых впечатлениях порождается включением в жизнедеятельность ребенка коры головного мозга. Это делает понятным возникновение такой потребности. Ведь к моменту, когда кора головного мозга вступает в действие, она еще не закончила своего формирования ни в структурном (морфологическом), ни тем более в функциональном отношении. Известно также, что полноценное развитие органа, а тем более такого сложного органа, как полушария головного мозга, возможно лишь в результате его функционирования. Поэтому мозг нуждается в раздражителях, вызывающих его деятельность и тем самым обеспечивающих его морфологическое и функциональное развитие. Р. Я. Лехтман-Абрамович утверждает даже, что удовлетворение потребности во внешних впечатлениях «…так же необходимо для центральной нервной системы, для ее функционирования, как и удовлетворение потребности во сне и прочих органических потребностей ребенка» ([2], стр. 6). Правда, мысль о том, что потребность во внешних впечатлениях является основой психического развития, специфического именно для человека, может быть оспорена аргументом, что наличие внешних раздражителей необходимо для развития и нервной системы животных. Однако здесь следует отметить, что для развития нервной системы животных достаточно тех раздражителей, которые они получают в естественных условиях своей жизни; что же касается коры головного мозга ребенка, то она уже с момента рождения представляет собой орган такой степени сложности, при которой он для своего развития нуждается в специальной организации раздражителей со стороны взрослого человека и в постоянном их усложнении.   Таким образом, потребность в новых впечатлениях первоначально является чисто органической потребностью, но очень скоро (скорее, чем другие органические потребности) она начинает приобретать некоторые специфические особенности, характерные для духовных потребностей человека.  Во-первых, удовлетворение этой потребности, вызывавшее сначала только ускорение развития (так же как удовлетворение других органических потребностей), затем начинает сопровождаться ярко выраженными положительными эмоциями. А это значит, что здесь имеет место стремление к достижению, а не стремление к избавлению от чего-то, что мешает нормальному существованию организма. Таким образом, в противоположность наиболее распространенным концепциям, в которых основной движущей силой психического развития ребенка признается состояние неудовлетворенности, беспокойства, страха и даже фрустрации, наличие потребности во внешних впечатлениях позволяет понять это развитие как результат активности ребенка, связанной с положительными переживаниями. Иначе говоря, движущей силой выступает не слабость ребенка перед окружающей средой, не стремление лишь приспособиться к ней, а напротив, стремление познать действительность и овладеть ею.  Во-вторых, потребность в новых впечатлениях становится как бы ненасыщаемой: чем больше ребенок получает впечатлений, тем в большей степени у него проявляются реакция сосредоточения и положительные эмоции. То и другое снимается только утомлением.  Как же можно понять возникновение указанных особеннос-тей в развитии этой, в своем генезе, органической потребности?  Мы предлагаем для этого следующую гипотезу. Многие наблюдения (и в частности те, которые были сделаны Н.М. Щеловановым, М.Ю. Кистяковской и др., уже излагавшиеся нами) показывают, что ребенок при удовлетворении потребности испытывает не только состояние довольства и успокоения, но при каких-то, пока еще не достаточно изученных условиях и сильные положительные эмоции. По-видимому, эти эмоциональные переживания связаны с поиском удовлетворения потребности и с самим процессом ее удовлетворения. Стремясь продолжить, оживить или усилить эти переживания, ребенок (да и взрослый человек) начинает либо совершенствовать предмет ее удовлетворения, либо искать новые способы этого удовлетворения. По существу именно здесь возникает качественно новая форма потребности (ее психическая форма), когда человека побуждает к действию не нужда в чем-либо, не недостаток, а стремление к новому переживанию — к овладению, к достижению. Так, в процессе удовлетворения почти любой первичной органической потребности у человека возникает новая психическая ее форма. Человек не просто хочет быть сытым, он хочет получить от еды удовольст-вие, в связи с этим он совершенствует продукты питания, определенным образом обставляет его процесс. Таким образом, психические, духовные потребности становятся ненасыщаемыми, приобретают возможность самодвижения. Правда, в тех случаях, когда такое самодвижение приобретают примитивные потребности, это самодвижение ведет не к прогрессу данных потребностей, а к их извращению, что может принести значительный вред человеку. Примером этого может служить возникновение и развитие гурманства, половые извращения, а также разного вида наркомании.  В 1971 г. в психиатрической клинике под руководством Б. В. Зейгарник было проведено исследование того процесса, который приводит к возникновению алкоголизма. На основе тщательного анализа истории болезни целого ряда алкоголиков было установлено, что первоначально все эти люди прибегали к вину исключительно ради того, чтобы пережить то состояние подъема, внутренней свободы, ощущение своей силы, которые возникают при опьянении. Поэтому чаще всего пристрастие к вину возникало у людей, страдающих чувством неполноценности, неудачников или людей, не удовлетворенных своей жизнью. Однако постепенно они все чаще и чаще прибегали к алкоголю, с каждым разом увеличивали его дозы. Последнее в свою очередь влияло на организм больного, рождая у него совершенно новую органическую потребность в алкоголе.  Возникновение же самодвижения потребностей высокого духовного порядка, например, потребности в познании, в искусстве, в творчестве, в достижении моральных и общественных ценностей, необходимо для полноценного формирования личности человека. Более того, отсутствие роста этих потребностей, обеспечивающих активное функционирование человеческих способностей, обязательно ведет сначала к застою личности, а затем и к ее распаду. Напротив, при развитии духовных потребностей человека будет решена проблема внутренней стимуляции его активности и непрекращающегося совершенствования его личности./ Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.-Воронеж: 1995. С.157–162.
 Литература  Кистяковская М.Ю. О стимулах, вызывающих положительные эмоции у ребенка первых месяцев жизни. «Вопросы психологии», 1965, 2.   Лехтман-Абрамович Р.Я., Фрадкина Ф.И. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве. М., Медгиз, 1949.   Щелованов Н.М. Ясли и дома ребенка. Задачи воспитания. Гл. 1. «Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях». М., Медгиз, 1960.  
 Все статьи автора:
 
 
  Л.И. Божович Потребность в новых впечатлениях
 
 Версия для печати
 Добавить в «любимые статьи»
 
 Информация об авторе: Л.И. Божович
 Опубликовано: September 1, 2002, 12:00 am
 
 
 |