Еще в рубрике:
А. Адлер Комплекс неполноценности и комплекс превосходства
А. Адлер Мотив власти
A. Бергсон Две формы памяти
Ф.Б. Березин Психическая адаптация и тревога
Леонард Берковиц Что такое инстинкт?
Н.А.Бернштейн Физиология движений и активность
Л.И. Божович Потребность в новых впечатлениях
Г. Г. Бочкарева Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей
Л. С. Выготский Проблема культурного развития ребенка
Л. С. Выготский Причины кризиса в психологической науке
Л. С. Выготский Методика рефлексологического и психологического исследования
П.Я. Гальперин К вопросу о внутренней речи
П.Я. Гальперин К проблеме внимания
Роберт Готтсданкер Основы психологического эксперимента
Уильям Джеймс Эмоция
Роберт Джонсон «ОНА» Глубинные аспекты женской психологии
Пьер Жане Шоковые Эмоции
Б.В. Зейгарник Понятия квазипотребности и психологического поля в теории К. Левина
И. Изард Когнитивные теории эмоций и личности
И. Изард Теория дифференциальных эмоций
В.Кёлер Некоторые задачи гештальтпсихологии
Д. Кэмпбелл Эксперименты и квазиэксперименты
Н.Д. Левитов Фрустрация как один из видов психических состояний
А.Н. Леонтьев Психофизиологическая проблема и ее решение в теории деятельности
А.А. Леонтьев Психолингвистические проблемы порождения фразы
А.Н. Леонтьев Потребности, мотивы и эмоции
М.И. Лисина Потребность в общении
К.Лоренц Для чего нужна агрессия?
К.Лоренц Так называемое зло. К естественной теории агрессии
А.Р.Лурия Поражения мозга и мозговая локализация высших психических функций
А.Р.Лурия Культурные различия и интеллектуальная деятельность
А. Маслоу Теория человеческой мотивации
А. Маслоу Пиковые переживания
В. Маунткасл Организующий принцип функции мозга: Элементарный модуль и распределенная система
Генри А. Мюррей Thematic Apperception Test. Руководство
Наенко Н. И. Природа психической напряженности
Л.Ф. Обухова Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка
Л.Ф. Обухова Детство как предмет психологического исследования
Г. Олпорт Личность: проблема науки или искусства?
Г. Олпорт Функциональная автономия мотивов
Ян Рейковский Эмоции как процесс, организующий поведение
Ян Рейковский Эмоции и познавательные процессы — избирательное влияние эмоций
К.Роджерс Полноценно функционирующий человек
К.Роджерс Эмпатия
А.И. Розов Стремление к превосходству как одно из основных влечений
Л.В. Сахарный Из истории психолингвистики.
В.П. Симонов Отражательно-оценочная функция эмоций
Е.Д. Соколова, Ф.Б. Березин, Т. В. Барлас Эмоциональный стресс
Р.Солсо Введение в когнитивную психологию
Э.Ч.Толмен Бихевиоризм и необихевиоризм
Д.Н.Узнадзе Общее учение об установке
Д.Уотсон Поведение как предмет психологии (бихевиоризм и необихевиоризм)
Леон Фестингер Введение в теорию диссонанса
Г.Фолькельт Целостные феномены в изобразительной деятельности детей
Виктор Франкл Самотрансценденция как феномен человека
З.Фрейд Некоторые замечания относительно понятия бесознательного в психоанализе
З.Фрейд Психопатология обыденной жизни
Уильям С.Буллит, Зигмунд Фрейд Представления о мотивах и личности в психоанализе
П.Фресс, Ж.Пиаже «Оптимум мотивации»
Поль Фресс Эмоциогенные ситуации
Х. Хекхаузен Мотивация достижения
Х. Хекхаузен Мотивация власти
Х. Хекхаузен Мотив и мотивация: восемь основных проблем
Х. Хекхаузен Мотив аффилиации
Х. Хекхаузен Агрессия
Карен Хорни Тревожность
К.Г.Юнг Структура психического бытия человека
|
В.П. Симонов Отражательно-оценочная функция эмоций
Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. С.19—23, 27 (с сокращ.) «Первые понятия, с которых начинается какая-нибудь наука, — писал Н. И. Лобачевский, — должны быть ясны и приведены к самому меньшему числу. Тогда только они могут служить прочным и достаточным основанием учения» [1, с. 39]. Суммируя результаты собственных опытов и данные литературы, мы пришли в 1964 г. к выводу о том, что эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. В самом общем виде правило возникновения эмоций можно представить в виде структурной формулы: Э = f [П, (Ин Ис), …. ], где Э — эмоция, ее степень, качество и знак; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин Ис) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис —информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент. Разумеется, эмоция зависит и от ряда других факторов, одни из которых нам хорошо известны, а о существовании других мы, возможно, еще и не подозреваем. К числу известных относятся: — индивидуальные (типологические) особенности субъекта, прежде всего, индивидуальные особенности его эмоциональности, мотивационной сферы, волевых качеств и т. п.; — фактор времени, в зависимости от которого эмоциональная реакция приобретает характер стремительно развивающегося аффекта или настроения, сохраняющегося часами, днями и неделями; — качественные особенности потребности. Так, эмоции, возникающие на базе социальных и духовных потребностей принято именовать чувствами. Низкая вероятность избегания нежелательного воздействия породит у субъекта тревогу, а низкая вероятность достижения желаемой цели — фрустрацию. Но все перечисленные и подобные им факторы обусловливают лишь вариации бесконечного многообразия эмоций, в то время как необходимыми и достаточными являются два, только два, всегда и только два фактора: потребность и вероятность (возможность) ее удовлетворения. Во избежание недоразумений остановимся на уточнении употребляемых нами понятий. Термин «информация» мы используем, имея в виду ее прагматическое значение, т.е. изменение вероятности достижения цели (удовлетворения потребности) благодаря получению данного сообщения [2]. Таким образом, речь идет не об информации актуализирующей потребность (например, о возникшей опасности), но об информации, необходимой для удовлетворения потребности (например, о том, как эту опасность избежать). Под информацией мы понимаем отражение всей совокупности средств достижения цели: знания, которыми располагает субъект, совершенство его навыков, энергетические ресурсы организма, время достаточное или недостаточное для организации соответствующих действий и т. п. Спрашивается, стоит ли в таком случае пользоваться термином «информация»? Мы полагаем, что стоит, и вот почему. Во-первых, мозг, генерирующий эмоции, имеет дело не с самими навыками (куда входит и тренировка периферического исполнительного аппарата), не с самими энергетическими ресурсами организма и т.д., а с афферентацией из внешней и внутренней среды организма, то есть с информацией об имеющихся средствах. Во-вторых, все многообразие сведений о необходимом для удовлетворения возникшей потребности и реально имеющемся в данный момент у субъекта трансформируется мозгом в единый интегральный показатель — в оценку вероятности достижения цели (удовлетворения потребности). Оценка же вероятности по самой природе своей есть категория информационная. Термин «потребность» мы употребляем в его широком понимании, отнюдь не сводимом к одному лишь сохранению (выживанию) особи и вида. «Дай человеку то лишь, без чего не может жить он, — ты его сравняешь с животным», — писал Шекспир в «Короле Лире», но и потребности животных не ограничиваются самосохранением. Нередко потребность квалифицируют как нужду в чем-либо, но подобное определение есть не более чем игра в синонимы. По нашему мнению, потребность есть избирательная зависимость живых организмов от факторов внешней среды, существенных для самосохранения и саморазвития, источник активности живых систем, побуждение и цель их поведения в окружающем мире. Соответственно поведение мы определим как такую форму жизнедеятельности, которая может изменить вероятность и продолжительность контакта с внешним объектом, способным удовлетворить имеющуюся у организма потребность. К понятию «потребность» наиболее тесно примыкает феномен мотивации. Хорошее представление об истории изучения мотивации дает коллекция статей, собранная В.А. Расселлом [3]. Мотивация представляет второй этап организации целенаправленного поведения по сравнению с актуализацией потребности, ее можно рассматривать как «опредмеченную потребность». Не существует мотиваций без потребностей, но вполне возможно встретить потребность, не ставшую мотивацией. Так, человек может испытывать острейшую потребность в витаминах и не быть мотивированным, поскольку он не знает о причине своего состояния. Собака, лишенная коры больших полушарий головного мозга, под влиянием голода (потребности в пище) приходит в состояние сильнейшего двигательного возбуждения. Тем не менее говорить о пищевой мотивации здесь нельзя, поскольку собака не прикасается к пище, лежащей у нее под ногами. Итак, мотивация есть физиологический механизм активирования хранящихся в памяти следов (энграмм) тех внешних объектов, которые способны удовлетворить имеющуюся у организма потребность, и тех действий, которые способны привести к ее удовлетворению. Вернемся к анализу следствий, вытекающих из «формулы эмоций». Низкая вероятность удовлетворения потребности (Ин больше, чем Ис) ведет к возникновению отрицательных эмоций. Возрастание вероятности удовлетворения по сравнению с ранее имевшимся прогнозом (Ис больше, чем Ин) порождает положительные эмоции. Информационная теория эмоций справедлива не только для сравнительно сложных поведенческих и психических актов, но для генеза любого эмоционального состояния. Например, положительная эмоция при еде возникает за счет интеграции голодового возбуждения (потребность) с афферентацией из полости рта, свидетельствующей о растущей вероятности удовлетворения данной потребности. При ином состоянии потребности та же афферентация окажется эмоционально безразличной или генерирует чувство отвращения. Литература - Лобачевский Н.И. О началах геометрии. // Наука и жизнь. 1976. т.5. С.39.
- Харкевич А.А. О ценности информации. // Проблемы кибернетики. 1960. т.4. С.53.
- Russell W.A. (Ed.) Milestones in Motivation. N.Y.: Appleton-Cen-tury-Crofts, 1970.
Все статьи автора:
В.П. Симонов Отражательно-оценочная функция эмоций
Версия для печати
Добавить в «любимые статьи»
Информация об авторе: В.П. Симонов
Опубликовано: August 25, 2002, 12:00 am
|